Ананьєв Б. Г. (Ананьев Б.Г.)

Декілька світлин Бориса Герасимовича Ананьєва:

Б.Г. Ананьев. 50-е годы XX века

Б. Г. Ананьєв. 50-ті роки XX ст.

Ananyev01

Ananyev04

Б.Г.Ананьев — декан Факультета психологии. 60-е гг. ХХ в.

Б. Г. Ананьєв — декан факультету психології. 60-ті роки  ХХ ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основні наукові праці Бориса Герасимовича Ананьєва:

Ананьев Б. Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии . — Л. : Лениздат, 1945. — 160 с. — (Серия популярная). — Библиогр. в конце кн.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_ocherki-psihologii_1945/
Ananyev1945
Содержание
Глава первая. Природа психических процессов.
Психологические знания и психологическая наука. Философский материализм и научная психология. Психические процессы — продукт деятельности мозга. Субъективное и объективное в психических процессах. Психические процессы и сознание.
Глава вторая. Происхождение и развитие сознания.
Происхождение сознания и история умственного развития животных. Способ существования, нервная организация и психическая деятельность животных. Инстинкт. Научение животных. Интеллект животных. Качественное различие человека и обезьяны. Историческая природа сознания. Общественное и индивидуальное сознание.
Глава третья. Ощущения и восприятия.
Роль чувственных образов в осознании внешнего мира. Пороги ощущений. Виды ощущений. Рецептор и анализатор. Сдвиги в порогах и повышение чувствительности. Восприятие. Восприятие и наблюдение.
Глава четвертая. Представления и память.
Чувственные образы и представления. Сновидные образы. Представления и процессы памяти.
Глава пятая. Мыслительные процессы и речь.
Мышление и представление. Формы мышления. Мыслительный процесс. Мышление и речь. Устная речь. Чтение. Письменная речь. Внутреннячя речь.
Глава шестая. Способности и деятельность.
Задатки и способности. Способности и их дифференциация. Способности и талант.
Глава седьмая. Сила и полнота характера.
Определение характера. Характер и единство личности. Характер и оригинальность человека. Течение жизни и развитие характера. О природных основах характера. Многообразие свойств характера. Сила характера.

 Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков / АН СССР, Ин-т философии. — М. : Госполитиздат, 1947. — 166, [2] с.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_ocherki-istorii-russkoy-psihologii_1947/
Ananyev1947
Содержание
Предисловие
Введение
Глава первая. Формирование научной психологии на Западе и в России (сравнительно-хронологический обзор)/
Глава вторая. Из истории русских психологических воззрений в XVIII в.
Глава третья. Психологические воззрения П. Любовского и А. Галича.
Глава четвёртая. Психологические воззрения классиков русского материализма середины XIX в.
Глава пятая. Основание русской научной психологии И. М. Сеченовым.
Глава шестая. Экспериментальная разработка психологических проблем в России.
Глава седьмая. К. Д. Ушинский и развитие русской педагогической психологии (1824—1870).
Глава восьмая. Из истории русской идеалистической психологии конца XIX — начала XX века.
Заключение.

Ананьев Б. Г. Успехи советской психологии : стеногр. публ. лекции, прочит. 12 дек. 1947 г. в Ленинграде / Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний, Ленингр. отд-ние. — Л. : Лениздат, 1948. — 22, [1] с.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_uspehi-sovetskoy-psihologii_1948/
Ananyev1948

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ананьев, Борис Герасимович. Проблема формирования характера / Б. Г. Ананьев. — Ленинград: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Ленинградское отделение, 1949. — 56 с. Расширенная стенограмма публичной лекции, прочитанной в 1949 году в Ленинграде.
Ananyev1949
Содержание
I. Реакционная сущность буржуазных теорий характера ……………………………  4
II. Классики русского философского материализма о развитии характера  10
III. Диалектический и исторический материализм — основа научного понимания характера ……. 15
IV. Победа социализма в СССР и формирование новых черт характера советского человека … 20
V. Строение характера …………………. 27
VI. Некоторые вопросы воспитания характера …………………………………….  43

http://oldscanbooks.narod.ru/psichologija.html

Ananyev1949

Ананьев Б. Г. Пространственное различение / Ленингр. ордена Ленина Гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. — 186, [2] с. : ил. — Библиогр. в конце кн.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_prostranstvennoe-razlichenie_1955/
Ananyev1955
Содержание
От автора
Глава первая. Основы пространственного различения
Глава вторая. О дифференцировке пространственных сигналов
Глава третья. Зрительно-пространственное различение
Глава четвертая. Слуховое пространственное различение
Глава пятая. Кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение
Глава шестая. Кинестетическое (мышечно-суставное) пространственное различение
Глава седьмая. Роль ощущений равновесия в пространственном различении
Глава восьмая. Пространственное различение и обоняние
Глава девятая. Функциональные асимметрии в пространственном различении
Литература

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Акад. пед. наук РСФСР. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с. — (Труды действительных членов академии). — Парал. тит. л. англ. — Указ.: с. 471-485.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_psihologia-poznaniya_1960/
Ananyev1960
Содержание
От автора
СТРУКТУРА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Сенсорная организация человека
Ассоциация ощущений
Ощущения и потребности
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЭТАПЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Материалы к психологической теории ощущения
Вклад советской психологической науки в теорию ощущений
О монокулярной локализации объекта
Проблема парной работы больших полушарий в учении И. П. Павлова и психология
Развитие механизмов пространственного различения
Функциональные асимметрии в осязательно-пространственном различении
Особенности осязательного восприятия при взаимодействии обеих рук
К теории осязания
Некоторые вопросы теории восприятия
Проблема представления в советской психологической науке
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕЧЬ
К лечению глухоты, немоты и логоневрозов посткоммоционального характера
О применении психофизиологии в комплексной диагностике посткоммоционно-контузионных состояний
Клинико-психологический анализ восстановления речевых функций при моторной афазии
О расстройствах сновидной деятельности при афазиях
К теории внутренней речи в психологии
Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте (опыт экспериментально-психологического исследования) 370
Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом
Примечания
Именной указатель
Предметный указатель

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. — М. : Наука, 2001. — 277, [2] с. : ил. — (Памятники психологической мысли). — Имен. указ.: с. 269-270.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_psihologia-poznaniya_2001/
Ananyev2001
Содержание
От автора
СТРУКТУРА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Сенсорная организация человека
Ассоциация ощущений
Ощущения и потребности
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЭТАПЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Материалы к психологической теории ощущения
Вклад советской психологической науки в теорию ощущений
О монокулярной локализации объекта
Проблема парной работы больших полушарий в учении И. П. Павлова и психология
Развитие механизмов пространственного различения
Функциональные асимметрии в осязательно-пространственном различении
Особенности осязательного восприятия при взаимодействии обеих рук
К теории осязания
Некоторые вопросы теории восприятия
Проблема представления в советской психологической науке
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕЧЬ
К лечению глухоты, немоты и логоневрозов посткоммоционального характера
О применении психофизиологии в комплексной диагностике посткоммоционно-контузионных состояний
Клинико-психологический анализ восстановления речевых функций при моторной афазии
О расстройствах сновидной деятельности при афазиях
К теории внутренней речи в психологии
Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте (опыт экспериментально-психологического исследования)
Именной указатель
А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова, Н. А. Логинова. Истоки и эволюция концептуальной системы Б. Г. Ананьева

Ананьев Б. Г. Теория ощущений / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 454, [2] с. : ил. — Библиогр. в конце кн.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/
Ananyev1961
Содержание
Введение.
Глава I. Материя и ощущения.
Глава II. Сенсорная организация человека.
Глава III. Пороги ощущений и чувствительность.
Глава IV. Зрительные ощущения.
Глава V. Слуховые ощущения.
Глава VI. Вибрационные ощущения.
Глава VII. Кожно-осязательные (тактильные) ощущения.
Глава VIII. Температурные ощущения.
Глава IX. Болевые ощущения.
Глава X. Мышечно-суставные ощущения (кинестезия).
Глава XI. Ощущения равновесия и ускорения (статико-динамические ощущения).
Глава XII. Обонятельные ощущения.
Глава XIII. Вкусовые ощущения.
Глава XIV. Общеорганические, или внутренностные (интероцептивные), ощущения.
Глава XV. Ассоциация ощущений.
Литература.

Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева ; Акад. пед. наук СССР. — М. : Просвещение, 1968. — 332, [3] с. : ил. — Библиогр.: с. 323-333.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_individualnoe-razvitie_1968/
Ananyev1968с
Содержание
Предисловие
Глава первая. Восприятие как феномен индивидуального развития человека
Глава вторая. К проблеме возраста в современной психологии
Глава третья. Возрастные изменения сенсорно-перцептивных процессов человека
Глава четвертая. Определение перцептивной константности и перцептивных констант
Глава пятая. Генезис перцептивных констант у детей дошкольного возраста (3—7 лет)
Глава шестая. Становление и развитие перцептивных констант в детском и подростковом возрасте
Глава седьмая. Константа формы у взрослых
Глава восьмая. Константа величины у взрослых
Глава девятая. Изменение перцептивных констант в процессе старения
Глава десятая. Корреляции между перцептивными константами и их изменения в индивидуальном развитии человека
Заключение
Литература

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова, Фак. психологии. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с. : черт. — Парал. тит. л. англ.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_chelovek-kak-predmet_1968/
Ananyev1968Ananyev20013

 

 

 

 

 

 

 

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с. (3-е издание) Серия «Мастера психологии» ISBN 5-272-00315-2.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Издание 2001 года.
Содержание
Глава первая. Проблема человека в современной науке
1. Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин
2. Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин
3. Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук
Глава вторая. Становление системы человекознания
1. Предварительные замечания
2. Науки о Homo sapiens
3. Науки о человечестве
4. Научное исследование связей «природа — человек» и «человечество — природа»
5. Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе
6. Науки о личности и ее жизненном пути
7. Науки о человеке как субъекте
8. Взаимодействие медицинских, педагогических и технических наук в системе человекознания
Глава третья. Онтогенез и жизненный путь человека
1. Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность
2. Онтогенетическая эволюция и продолжительность жизни человека
3. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека
4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека
5. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека
6. Жизненный путь человека — история личности и субъекта деятельности
7. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию
Глава четвертая. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека
1. Половой диморфизм в онтогенетической эволюции человека
2. Половая дифференциация сенсомоторных функций человека
3. Различия хронометрических характеристик
Глава пятая. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека в его индивидуальном развитии
1. Из истории вопроса
2. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период роста и созревания
3. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период старения
4. К типологии старения
5. Регулирование взаимосвязей онтогенетических свойств человека
Глава шестая. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека
1. Иерархическая («вертикальная») система регулирования и ее становление
2. Дополнительная («горизонтальная») система регулирования
3. Функциональные асимметрии и симметрии и нейропсихическая регуляция развития
4. Билатеральное регулирование и динамика установки
5. Возрастание роли билатерального регулирования в онтогенетической эволюции человека
Глава седьмая. Личность, субъект деятельности, индивидуальность
1. Социальные ситуации развития личности и ее статус
2. Общественные функции — роли и ценностные ориентации личности
3. Структура личности
4. Структура субъекта деятельности
5. Подступы к проблеме человеческой индивидуальности

 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1977. — 379, [1] с. — Библиогр.: 373-378 с.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_o-problemah-sovremennogo_1977/
Ananyev1977Ananyev19771Ananyev19773
Содержание
ОТ РЕДАКЦИИ.
I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ.
Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин.
Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин.
Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук.
II. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА.
III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТРУДА, ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
Общественная детерминация индивидуального сознания.
Стадиальность развития индивидуального сознания и труд.
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Основные характеристики человека и его развития.
Структура индивидуального развития человека.
Общие вопросы социологической и психологической теории личности.
Некоторые черты психологической структуры личности.
Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.
V. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Краткая характеристика методов исследования.
Комплексное изучение человека и психологическая диагностика.
VI. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВЗРОСЛЫХ.
Новый раздел современной возрастной и педагогической психологии.
Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
Структура развития психофизиологических функций взрослого человека.
Психофизиологическая динамика взрослости.
Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослого человека.
VII. БУДУЩЕЕ ПСИХОЛОГИИ.
ЛИТЕРАТУРА.

 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 1 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова ; сост. В. П. Лисенкова. — 1980. — 229, [1] с. : 1 л. портр. — Библиогр.: с. 213-223. — Предм. указ.: с. 224-228.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t1_1980/
Ananyev19801
Содержание
Б. Г. Ананьев — виднейший советский психолог.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ.
I. Становление системы человекознания.
1. Предварительные замечания.
2. Науки о Homo sapiens.
3. Науки о человечестве.
4. Научное исследование связей «природа — человек» и «человечество — природа».
5. Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе.
6. Науки о личности и ее жизненном пути.
7. Науки о человеке как субъекте.
8. Взаимодействие медицинских, педагогических и технических наук в системе человекознания.
II. Онтогенез и жизненный путь человека.
1. Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность.
2. Онтогенетическая эволюция и продолжительность жизни человека.
4. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека.
4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.
5. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека.
6. Жизненный путь человека — история личности и субъекта деятельности.
7. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию.
III. Личность, субъект деятельности, индивидуальность.
1. Социальные ситуации развития личности и ее статус.
2. Общественные функции — роли и ценностные ориентации личности.
3. Структура личности.
4. Структура субъекта деятельности.
5. Подступы к проблеме человеческой индивидуальности.
ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека.
К проблеме возраста в современной психологии.
Структура развития психофизиологических функций взрослого человека.
Билатеральное регулирование как один из механизмов интеграции.
Литература.
Предметный указатель.

 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286, [1] с. : 1 л. портр. — Библиогр.: с. 268-271. — Список науч. тр. Б.Г. Ананьева: с. 272-284. — Предм. указ.: с. 279-284.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t2_1980/
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ.
О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ОБЪЕКТЕ И СУБЪЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ.
Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии).
Проблемы педагогической антропологии.
Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии.
Проблема формирования характера.
I. Реакционная сущность буржуазных теорий характера.
II. Классики русского философского материализма о развитии характера.
III. Диалектический и исторический материализм — основа научного понимания характера.
IV. Строение характера.
V. Некоторые вопросы воспитания характера.
Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания.
I. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли.
II. Дидактические задачи дошкольного воспитания и воспитание воли и характера ребенка.
III. Формирование воли в процессе дошкольного воспитания.
IV. Преобразование темперамента в процессе дошкольного воспитания.
V. Нравственная готовность ребенка к школе.
К постановке проблемы развития детского самосознания.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ.
От автора.
I. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе.
1. Ситуация урока.
2. Психологическая ситуация опроса на уроке.
3. Типы оценок в ситуации опроса.
4. Отсутствие оценки как вид оценочной стимуляции.
5. Ситуация опосредствованной оценки.
6. Неопределенная оценка.
7. Замечание.
8. Отрицание.
9. Согласие.
10. Ободрение.
11. Порицание.
12. Одобрение.
13. Заключение.
II. Развитие педагогической оценки и учет успешности.
1. Парциальные оценки и учет успешности.
2. Учет успешности и учитель.
3. Уровни успешности и «средний» школьник.
4. Корреляция стадий развития успешности в различных группах школьников.
5. Связь между парциальными оценками и учетом успешности.
III. Оценочные представления педагога о школьнике.
1. Место педагогической характеристики в развитии педагогической оценки.
2. О методе изучения педагогических характеристик.
3. Способ оценочного определения школьника педагогом.
4. Личность школьника в педагогической характеристике.
5. Личность особо успевающих школьников по данным педагогических характеристик.
6. Личность средне-сильных школьников по данным педагогических характеристик.
7. Личность среднего школьника по данным педагогических характеристик.
8. Личность средне-слабого школьника в педагогических характеристиках.
9. Личность слабого школьника.
10. Описание отдельных качеств школьников по данным педагогических характеристик.
11. Способности школьника в педагогической характеристике.
12. Работоспособность школьника.
13. Прилежание.
14. Активность.
15. Учебный интерес.
16. Дифференциация мер воздействия.
17. Мнение педагога о самооценке школьника.
18. Оценка темперамента школьника.
19. Оценка общительности.
20. Дисциплина на уроке.
21. Поведение.
22. Восприятие и понимание детьми учебного материала.
23. Память и внимание школьников.
24. Оценка педагогом самостоятельной работы школьника.
25. Оценка педагогом влияния среды.
26. Взаимодействие мнений педагогов о школьнике.
IV. Влияние педагогической оценки на формирование школьной сооценки и самооценки школьника.
1. Сооценка педагогической оценки школьным классом.
2. Отношение самооценки к педагогической оценке и к сооценке школьников.
3. Учебная самооценка школьника в отношении к педагогической оценке.
V. Изучение семейно-бытовой среды учащихся в связи с проблемой педагогической оценки.
1. Сооценка педагогической оценки семьей.
2. Изменение поведения учащегося в связи с оценкой.
3 Проблема самостоятельной работы школьника в связи с уровнем успешности.
4. Влияние оценки на формирование коллективных связей.
VI. Оценка педагога школьником.
1. Общие моменты взаимооценки.
2. Мнение школьников о качествах хорошего учителя.
3. Воспоминания о педагогах средней школы.
VII. Оценка и воспитательная работа школы.
1. О планировании и организации воспитательной работы.
2. Отношения в школе, их организация и учет в воспитании.
3. Оценка как средство воспитательной работы.
4. Школьная характерология, оценка и воспитание.
5. Заключение.
Литература.
Список научных трудов Б. Г. Ананьева.
Предметный указатель.

 

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Изд-во «Ин-т практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 382, [1] с. — (Психологи Отечества: Избранные психологические труды: в 70 т. / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн). — Библиогр.: 377-381 с.
Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_psihologia-i-problemy_1996/
Ananyev1996
Содержание
Об основном вкладе Б. Г. Ананьева в психологическую науку (Вступительная статья А. А. Бодалева).
Глава I. Проблема человека в современной науке.
Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин.
Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин.
Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук.
Глава II. Сенсорно-перцептивная организация человека.
Глава III. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека.
Общественная детерминация индивидуального сознания.
Стадиальность развития индивидуального сознания и труд.
Глава IV. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека.
Основные характеристики человека и его развития.
Структура индивидуального развития человека.
Общие вопросы социологической и психологической теории личности.
Некоторые черты психологической структуры личности.
Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.
Глава V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования.
Краткая характеристика методов исследования.
Комплексное изучение человека и психологическая диагностика.
Глава VI. Некоторые проблемы психологии взрослых.
Новый раздел современной возрастной и педагогической психологии.
Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
Структура развития психофизиологических функций взрослого человека.
Психофизиологическая динамика взрослости.
Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослого человека.
Глава VII. Будущее психологии.
Литература.

 

 

Умер 18 мая 1972 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Несколько лет назад (фотография примерно 2010-13 г.) с надгробия был похищен бронзовый скульптурный портрет, вместо которого позднее установлена доска с гравированным портретом. http://nekropol-spb.ru/main/cemeteries/serafimovskoe/ananev_boris-gerasimovich/

 

http://www.spbumag.nw.ru/2007/14/4.shtml

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>