Мещеряков О. І.

Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст] / А.И. Мещеряков. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.
meshcheryakov1974. meshcheryakov1974
В книге раскрыта разработанная автором оригинальная система воспитания и обучения слепоглухих детей. Представлены теоретические подходы к проблеме становления психики слепоглухого ребенка, сформулированы условия для обеспечения усвоения общественного опыта, формирования специфически человеческого поведения, овладения основами знаний.
Предлагаемый труд — первая попытка систематизированного изложения педагогического эксперимента, проводившегося в экспериментальной группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР с 1955 по 1970 г. и в Загорском детском доме для слепоглухонемых с 1963 по 1970 г.
Своеобразие слепоглухонемоты как исследовательской проблемы определяется тем, что отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота лишают ребенка возможности (без специального обучения) общения с окружающими людьми. В результате одиночества слепоглухонемой ребенок психически не развивается. При обучении такого ребенка возникает уникальная задача целенаправленного формирования всей человеческой психики.
Замысел этой книги как раз и заключается в том, чтобы на конкретном экспериментально-теоретическом материале формирования поведения и психики слепоглухонемых детей попытаться показать некоторые закономерности возникновения и развития человеческого поведения и психики вообще.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть первая. ПРОБЛЕМЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМОТЫ
Глава I. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава II. ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ
Глава III. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Состояние зрения
Состояние слуха и речи
Определение степени обучаемости слепоглухонемых детей
Часть вторая. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ
Глава I. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА
§ 1. Слепоглухонемой ребенок до обучения
§ 2. Принципиальный путь первоначального развития
Глава II. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА
§ 1. Первоначальное развитие слепоглухонемых детей, не имеющих навыков самообслуживания
§ 2. Первые шаги в развитии человеческой психики слепоглухонемого ребенка
Глава III. ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЫТОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА
§ 1. Развитие слепоглухонемых, имеющих первоначальные навыки самообслуживания
§ 2. Режим и воспитание ориентировки во времени
§ 3. Формирование пространственной ориентировки и предметное восприятие
§ 4. Формирование навыков бытового поведения
Глава IV. РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ
§ 1. Труд по коллективному самообслуживанию
§ 2. Производительный труд
Глава V. НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
§ 1. Лепка и конструирование
§ 2. Развитие движений
Часть третья. МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. СОСТАВ УЧАЩИХСЯ. КРАТКИЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДЕТЕЙ
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ (основные предметы)
Речевое развитие
Предметные уроки
Математика
Примерное распределение материалов программ по речевому развитию, предметным урокам и математике по классам
Глава III. ВОСПИТАННИКИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММЕ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ
Воспитанники, обучающиеся с использованием рельефно-точечного шрифта
Воспитанники с выраженными остаточными явлениями заболевания центральной нервной системы в виде умственной недостаточности, с астенией, двигательными нарушениями
Глава IV. ВОСПИТАННИКИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ГРУПП
Глава V. ВОСПИТАННИКИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММАМ СТАРШИХ КЛАССОВ МАССОВОЙ ШКОЛЫ
Глава VI. СЛЕПОГЛУХОНЕМЫЕ ВОСПИТАННИКИ, СТРАДАЮЩИЕ ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Завантажити Mesherjakov1974

http://pedlib.ru/Books/6/0269/index.shtml?from_page=1

http://sovietpsyhology.narod.ru/mescheryakov_oglav.htm

http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/slepogluhonemye-deti-razvitie-psihiki-v-6941

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>